Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту сотрудников правоохранительных или контролирующих органов. Диспозиция статьи бланкетная и для установления содержания уголовно-правового запрета необходимо обратиться к Федеральному закону от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Согласно данному нормативному акту в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями устанавливается система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Потерпевшими от данного преступления могут признаваться должностные лица правоохранительного или контролирующего органа и их близкие, в отношении которых применяются меры безопасности.

В соответствии со ст. 2 названного закона государственной защите подлежат:

  • 1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;
  • 2) прокуроры;
  • 3) следователи;
  • 4) лица, производящие дознание;
  • 5) лица, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность;
  • 6) сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
  • 7) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • 8) военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
  • 9) сотрудники органов федеральной службы безопасности;
  • 10) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • 11) сотрудники Следственного комитета РФ;
  • 12) судебные исполнители;
  • 13) работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
  • 14) сотрудники органов государственной охраны;
  • 15) работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;
  • 16) близкие перечисленных лиц.

Уголовная ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, котором>’ эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, наступает по ст. 311 УК РФ. Статья 320 УК РФ содержит общую норму, а ст.

311 УК РФ — специальную.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры; 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.

Объективная сторона состоит из общественно опасного деяния, которое представляет собой разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 320 УК РФ, — формальный. Преступление будет признаваться оконченным с момента, когда указанные сведения становятся известными хотя бы одному человеку, который не вправе обладать этими сведениями. Общественно опасное деяние, как правило, совершается путем действия.

В то же время нельзя исключать и вариант совершения данного преступления путем бездействия, когда лицо не выполняет обязанности по сохранности информации в тайне, и она становится известной посторонним лицам.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью. Лицо осознает, что предоставляет информацию о мерах безопасности, предпринятых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, посторонним лицам, и желает этого. Уголовная ответственность по ст. 320 УК РФ возможна только при наличии цели воспрепятствования служебной деятельности должностного лица. Разглашение указанных сведений при отсутствии данной цели влечет административную ответственность в соответствии со ст.

17.13 КоАП РФ.

Определение субъекта рассматриваемого преступления требует уяснения не только ст. 320 УК РФ, но и норм иной отраслевой принадлежности. Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, виновные в разглашении сведений об указанных мерах, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, в случае разглашения сведений об осуществляемых мерах безопасности привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении него мерах безопасности в случае, если это привело к тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Таким образом, закон иной отрасли требует признания специального субъекта в рассматриваемом преступлении. Им могут быть: должностные лица органов, обеспечивающих безопасность; должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность; лица, в отношении которых предпринимаются меры безопасности (только по ч. 2 ст. 320 УК РФ).

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 320 УК РФ) является наступление тяжких последствий. Квалифицированный состав является материальным.

Тяжкие последствия могут выражаться прежде всего в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью защищаемому лицу или иным лицам. К тяжким следует относить последствия, когда причиняется вред здоровью многих лиц. В целом же понятие «тяжкие последствия» относится к оценочным, окончательный вывод об их наличии должен делаться с учетом всех обстоятельств содеянного.

Преступление с квалифицированным составом может быть совершено либо умышленно, либо с двумя формами вины. Отношение к тяжким последствиям может характеризоваться как умыслом (лицо может желать или сознательно допускать эти последствия либо относиться к ним безразлично) так и неосторожностью (лицо может самонадеянно рассчитывать на их предотвращение либо не предвидит эти последствия, хотя при необходимых внимательности и предусмотрительности должно и может их предвидеть).

Для квалифицированного преступления, так же как и для предусмотренного ч. 1 ст. 320 УК РФ, требуется наличие специальной цели — воспрепятствование служебной деятельности должностного лица.

В том случае, когда разглашение сведений о мерах безопасности совершается с целью совершить преступление против личности защищаемого сотрудника правоохранительного или контролирующего органа либо его близких, виновное лицо должно отвечать по ст. 320 УК РФ, а также за соучастие в том преступлении, ради которого разглашается соответствующая информация. Например, если разглашаются сведения для совершения убийства должностного лица в связи с осуществлением им деятельности по обеспечению общественной безопасности, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

317 и 320 УК РФ.

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного
лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние
совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех
месяцев.

Почитать  Размер компенсации за поднаем жилья для военнослужащего

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот
же срок.

Комментарий к Ст. 320 Уголовного кодекса

1. Отличительные признаки данного состава преступления, имеющего общие объективные признаки с признаками состава, предусмотренного ст. 311 УК, прежде всего, определены кругом потерпевших. К их числу относятся указанные в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»: а) должностные лица правоохранительных органов; б) должностные лица контролирующих органов; в) их близкие.

2. Объективную сторону образует разглашение (предание огласке, несанкционированное доведение до сведения) посторонним лицам или хотя бы одному из них всех или части сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных лиц (ч. 1). Будут ли и как будут использованы разглашенные сведения, значения для квалификации по ч. 1 не имеет.

3. Уголовная ответственность по ч. 2 наступает в случаях, когда совершенное деяние вызвало причинение тяжких последствий, которые могут состоять в гибели, причинении тяжкого вреда здоровью людей, причинении значительного имущественного вреда. Вина по отношению к ним, по смыслу закона, характеризуется неосторожностью.

4. Обязательным признаком субъективной стороны является цель воспрепятствовать законной деятельности потерпевшего (ее предотвратить, прекратить или изменить).

5. Субъект специальный: им могут быть только лица законно, т.е. по доверию или по службе, обладающие соответствующими сведениями.

Второй комментарий к Ст. 320 УК РФ

1. Обеспечению состояния защищенности представителей власти в отношениях «власть — подчинение» служит Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 25.03.1995, которым предусматривается перечень мер безопасности в отношении указанных субъектов и их близких и порядок их применения.

2. Объективная сторона — разглашение, т.е. сообщение в любой форме (хотя бы одному лицу) сведений о личной охране субъекта управления, охране его жилища, имущества, выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временном помещении в безопасное место, изменении места работы, жительства, пребывания, замене документов, изменении внешности и других сведений о мерах, принятых для ограждения субъекта управления от лиц, преследующих в отношении его цели расправы, оказания давления, иных целях насильственного воздействия на лицо, уполномоченное исполнительной властью.

Преступление окончено в момент разглашения.

3. Субъективная сторона этого преступления помимо прямого умысла включает специальную цель — воспрепятствование служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся лицом, которому сведения о мерах безопасности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа доверены по службе или специальному полномочию (как сотруднику государственного органа или лицу, участвующему в реализации мер безопасности).

5. Квалифицированный состав этого преступления предусмотрен в ч. 2 ст. 320 УК. Он включает наступление тяжких последствий.

Оценочное значение этого признака позволяет включить в него все те последствия, которые традиционно трактуются как тяжкие в связи с их характером: гибель человека (а также нескольких лиц), тяжкий вред здоровью, причинение крупного (или особо крупного) материального ущерба.

Применительно к преступлениям против порядка управления к тяжким последствиям могут быть отнесены последствия, связанные с дезорганизацией деятельности правоохранительного или контролирующего органа и ее производными последствиями, значительными по масштабу и существенными для нормального функционирования организационной системы управления.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 320 УК, отличается от общих характеристик признаком вины. По отношению к тяжким последствиям характерна неосторожная вина (легкомыслие или небрежность).

Третий комментарий к статье 320 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является конфиденциальность сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.
Предмет преступления — сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов либо их близких.

2. Диспозиция нормы бланкетная, т.е. содержание таких сведений раскрывается на основании положений Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в соответствии со ст. 5 которого к должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения защиты их жизни и здоровья и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями, состоящими в разглашении указанных сведений, т.е. в их передаче третьим лицам, совершенной в любой форме (устно, письменно, с использованием технических средств, в виде компьютерной информации, в публичном выступлении, в разговоре и т.п.).

4. Состав преступления — формальный. Преступление окончено, если сведения становятся известны хотя бы одному человеку, не имеющему права доступа к такой информации.

5. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Закон не предусматривает каких-либо дополнительных признаков субъекта, однако логическое толкование нормы приводит к выводу о том, что условием уголовной ответственности за данное преступление является наличие у виновного дополнительного специального признака: субъектом может быть только лицо, которому эти сведения были доверены либо стали известны в связи со служебной деятельностью (см. комментарий к ст. 311 УК).

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Кроме этого, обязательным субъективным признаком является цель преступления — воспрепятствование служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, т.е. стремление виновного прервать или прекратить такую деятельность.

7. В ч. 2 ст. 320 УК в качестве квалифицирующего признака предусмотрено наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Данное понятие является оценочным, и его содержание определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

К таковым может быть отнесено последующее убийство потерпевшего, причинение вреда его здоровью, уничтожение его имущества и т.п.
Психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий, на наш взгляд, характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Поэтому в данном случае речь идет о двойной форме вины (см. комментарий к ст. 27 УК).

Почитать  Учет службы в мвд при оформлении страховой пенсии по старости

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел X > Глава 32 > Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 283 настоящего Кодекса), —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

  • Статья 319. Оскорбление представителя власти
  • Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

Комментарий к ст. 320 УК РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов управления. Дополнительный объект — безопасность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате разглашения применяемые меры безопасности утрачивают эффективность, указанные выше субъекты становятся уязвимыми для любого негативного воздействия на них. Это может негативно отразиться на деятельности представителей власти, повлечь тяжкие последствия.

Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» . Перечень лиц, подлежащих защите, приведен в ст. 2 названного Закона. К ним, в частности, относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих.

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст.

1455.

Понятие «близкие» было рассмотрено применительно к ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется действием и состоит в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции рассматриваемой нормы лиц. Разглашение представляет собой противоправное предание огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или их близких. Способ разглашения сведений не имеет значения для квалификации преступления.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия: при беседе, передаче документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в средствах массовой информации, по телефону, электронной почте и т.п.

По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 320 УК РФ, является формальным. Разглашение сведений о мерах безопасности считается оконченным преступлением с момента, когда эти сведения стали известны хотя бы одному лицу, не допущенному к информации о соответствующих мерах безопасности.

При этом необходимо, чтобы такое лицо понимало смысл полученной им информации. Если указанное лицо не понимает разглашаемую информацию, имеет место покушение на совершение преступления (ч. 3 ст. 30 и ст.

320 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для наличия состава преступления обязательным признаком субъективной стороны является цель — воспрепятствовать служебной деятельности.

Мотивы разглашения могут быть различными: отомстить сотруднику правоохранительного органа, похвастаться своей осведомленностью, получить материальную выгоду и т.п.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления (ч. 2 ст. 320 УК РФ) является совершение деяния, повлекшего тяжкие последствия (например, покушение на жизнь должностного лица контролирующего органа, причинение вреда здоровью, серьезного материального ущерба).

Понятие тяжкого последствия в законе не определено, оно является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Наступившее тяжкое последствие должно находиться в причинной связи с разглашением виновным сведений о применяемых мерах безопасности в отношении того или иного защищаемого.

Квалифицированный состав преступления является материальным. Преступление будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона этого состава может характеризоваться виной в виде прямого или косвенного умысла, а также двумя формами вины.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).

В отличие от ранее действующего уголовного законодательства в УК РФ такого рода деяние получило статус самостоятельного преступления. Его основным составом признается разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.

Объект преступления. В юридической литературе его характеристика неоднозначна. Основной объект формулируется, например, как нормальная деятельность (работа) органов управления, безопасность должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или его близких, как условие нормальной деятельности указанных органов, тот или иной вид общественных отношений (регламентирующих эту деятельность, обеспечивающих ее безопасность, складывающихся в процессе обеспечения конфиденциальности сведений о мерах безопасности и т.п.).

Помимо основного, нередко обособляется также дополнительный или факультативный объекты, в качестве которого рассматриваются интересы, безопасность либо жизнь или здоровье потерпевших от этого преступления. Статья 320 относит к ним должностных лиц правоохранительного или контролирующего органа и их близких. Именуя данных лиц «защищаемыми лицами», ст. 5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» определяет категории сотрудников, в отношении которых может приниматься решение о применении мер государственной защиты.

Из указанных в этом Законе некоторые категории лиц (судьи и др.) являются потерпевшими от преступления в смысле ст. 311 УК РФ.

Если при анализе ст. 317 УК РФ выделяется (сравнительно редко) предмет преступления, то им признаются сведения о мерах безопасности, применяемые в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких. Перечень таких мер указан в ст.

5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Объективная сторона преступления определяется законодателем как разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких. Предполагая любой способ сообщения сведений другому лицу, разглашение является оконченным преступлением с момента, когда они стали в том или ином объеме достоянием другого лица. Для наличия состава преступления не требуется наступления каких-либо последствий.

Если они наступили и являются тяжкими, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 320. Тяжкие последствия могут выступать в виде убийства или причинения физического или имущественного вреда защищаемым лицам, их похищения и т.д.

Почитать  Сокращение на работе действия работника в 2024 году

Деяние, повлекшее тяжкие последствия, считается оконченным с момента их фактического наступления.

Субъективная сторона преступления охватывает возможность его совершения только с прямым умыслом. Психическое отношение к последствиям, указанным в ч. 2 ст. 320, характеризуется неосторожной формой вины.

Во всех случаях обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения деяния: воспрепятствование служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. На наш взгляд, субъектом данного преступления может быть, в том числе, и защищаемое лицо, если оно разглашает сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении другого защищаемого лица.

Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ). В 1962 г. глава «Иные государственные преступления» в УК РСФСР была дополнена ст. 77.1, в которой устанавливалась уголовная ответственность для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, терроризирующих в местах лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, или совершающих нападения на администрацию, а также организующих в этих целях преступные группировки или активно участвующих в таких группировках.

При принятии УК РФ основание уголовной ответственности за аналогичное преступление в ч. 1 ст. 321 определялось как угроза применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности. В ныне действующей редакции уголовного закона основной состав данного преступления формулируется как применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угроза применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Объект преступления. Наиболее распространенным является мнение о том, что основной объект данного преступления — нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, дополнительный объект — жизнь и здоровье тех лиц, которые согласно ст. 321 могут выступать в качестве потерпевших от этого преступления.

В их числе выделены две категории лиц: а) осужденный; б) сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей, их близкие.

Под осужденным имеется в виду лицо, в отношении которого вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор о назначении ему наказания, связанного с изоляцией от общества: арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок либо пожизненным лишением свободы. В отличие от ранее действовавшей ст. 77.1 УК РСФСР в настоящее время не имеет значения, встал или не встал осужденный на путь исправления.

Сотрудник места лишения свободы — это работник уголовно-исполнительной системы, имеющий специальное звание и проходящий службу в порядке и на условиях, регулируемых Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Статья 12 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» к сотрудникам мест содержания под стражей относит лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащих органов ФСБ России и Вооруженных Сил РФ, исполняющих обязанности по обеспечению режима содержания под стражей. Исходя из п. 3 ст.

5 УПК РФ понятие «близкие лица» включает в себя не только родственников, но и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги (в данном случае) для сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей.

Объективная сторона преступления охватывает собой деяние, которое может проявляться в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения насилия в отношении лиц, указанных в ч. 1 (осужденного) или ч. 2 (сотрудника мест лишения свободы или мест содержания под стражей, его близких) ст. 321. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать фактическое нанесение побоев, связывание рук, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с ограничением свободы либо с причинением потерпевшему поверхностных повреждений в виде ссадин, кровоподтеков, ушибов мягких тканей, других повреждений, не влекущих за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, и расцениваемые как повреждения, не причинившие вред здоровью человека. Угроза применения насилия означает психическое воздействие на потерпевшего, оказываемое путем выражения (словами, в письме, иным образом) намерения нанесения в последующем побоев, причинения вреда здоровью различной степени тяжести или лишения жизни потерпевшего.

Как и во всех иных случаях, такая угроза должна быть реальной (т.е. давать основание опасаться ее реализации) и связываться с намерением виновного причинить именно физический (а не имущественный или иной) вред.

Если имело место применение насилия, опасного для жизни или здоровья, то это дает одно из оснований для вменения ч. 3 ст. 321. К такому насилию принято относить действия, причиняющие любой — легкий, средней тяжести или тяжкий — вред здоровью либо вызывающий состояние, угрожающее жизни. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (и. 19) разъяснено: убийство сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности, совершенное лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы или содержащимся под стражей, надлежит квалифицировать, помимо соответствующей части ст.

105 УК РФ, по ст. 321, предусматривающей ответственность за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Субъективная сторона преступления предполагает возможность его совершения только с прямым умыслом. При применении физического или психического насилия в отношении осужденного должно быть установлено, что деяние осуществлялось в целях воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Аналогичное деяние, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо его близких, квалифицируется по ст. 321 при условии, что оно было связано с осуществлением сотрудником служебной деятельности.

Такая связь возможна в случаях, когда насилие используется в качестве средства воспрепятствования законной служебной деятельности либо мести за такую деятельность.

Субъект преступления — специальный: осужденный, достигший возраста 16 лет. Осужденные, не достигшие 16-летнего возраста, при соответствующих условиях привлекаются к уголовной ответственности за преступления против личности.

Совершение преступления организованной группой является его квалифицированным видом и влечет ответственность по ч. 3 ст. 321.

Оцените статью