1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Комментарий к статье 343
Объектпреступления — установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст.
711.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
— участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
— участие в территориальной обороне Российской Федерации;
— оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.
Для выполнения своих функций, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы наделены широкими полномочиями. К ним, например, относятся права:
— пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
— проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;
— осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию;
— задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;
— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации) и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, и т.д.
Объективная сторонапреступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан. Деяние может быть совершено как действием, так и бездействием.
Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач, является несением боевой службы.
Нарушение правил может выражаться в незаконном применении оружия, специальных средств и физической силы, необоснованном задержании и доставлении граждан в ОВД, невыполнении своих обязанностей и т.д. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).
Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).
Этот вред должен иметь причинную связь с деянием.
Субъективная сторонапреступления характеризуется виной в виде умысла (прямого или косвенного).
Субъектпреступления специальный — военнослужащий внутренних войск, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 343 УК РФ, является наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий оценочное.
В частности, к их числу можно отнести: причинение смерти или тяжкого вреда здоровью граждан, наступление крупного материального ущерба, подрыв авторитета внутренних войск и т.д. Субъективное отношение к последствиям может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности.
Если тяжкие последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти, уничтожении или повреждении имущества, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений по нормам, устанавливающим ответственность за преступления против жизни и здоровья, против собственности.
Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране
общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило
вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок
до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо
лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Комментарий к Ст. 343 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона состоит в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, установленных уставами, утвержденными Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г.
2. Деяние будет признаваться оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан. Вред может быть выражен в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью потерпевшего, унижении его чести и достоинства, уничтожении или повреждении имущества и т.д.
3. С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
4. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
5. Квалифицирующим признаком является причинение данным деянием тяжких последствий, к которым можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, уничтожение или повреждение особо ценного имущества и др.
Второй комментарий к Ст. 343 УК РФ
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», одна из важнейших задач войск национальной гвардии — участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.
2. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может выразиться в действиях, унижающих честь и достоинство граждан, необоснованном их задержании и т.п.
3. Случаи унижения чести и достоинства граждан, необоснованного их задержания, лишения или ограничения других прав и свобод подпадают под признаки ч. 1 комментируемой статьи. Тяжкими последствиями (ч. 2) следует признать причинение опасного для жизни или здоровья граждан вреда в результате незаконного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия.
4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям своих действий (ч. 2) возможна как в форме умысла, так и неосторожности.
5. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Третий комментарий к статье 343 УК РФ
1. Федеральным законом «Об обороне» к военной службе отнесена служба внутренних войск. В соответствии с Законом «О внутренних войсках МВД России» в число функций последних входит участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Учитывая важность такой службы и повышенную опасность нарушения соответствующих обязанностей, Уголовный кодекс предусматривает ответственность за их нарушение.
2. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, влечет уголовную ответственность, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.
Таким образом, объективная сторона данного преступления характеризуется тремя обязательными признаками: а) нарушением правил несения указанной службы; б) причинением вреда правам и законным интересам граждан; в) причинной связью между ними.
3. Причинение вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан (грубое унижение достоинства личности, нарушение неприкосновенности жилища, побои или иные насильственные действия, причиняющие физическую боль, незаконное ограничение свободы и т.п.), в причинении серьезного материального ущерба потерпевшему и т.п.
4. В ч. 2 данной статьи установлена ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. К тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, причинение крупного материального ущерба, грубое нарушение общественного порядка и общественной безопасности при бездействии войскового наряда и т.п.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.
6. Субъектом преступления могут быть только лица из состава войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (начальник наряда, его заместитель, патрульный и др.).
Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Комментарий к Ст. 343 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок несения специальной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также права и законные интересы граждан.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2011) в состав внутренних войск помимо иных соединений входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые согласно ст. 18 указанного Закона возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26.
Ст. 2730; N 46. Ст.
4537; 2002. N 19. Ст.
1794; 2003. N 2. Ст. 164; N 27 (ч. 1).
Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004.
N 35. Ст. 3607; 2005. N 10.
Ст. 763; 2006. N 31 (ч. 1).
Ст. 3420, 3452; 2007. N 45.
Ст. 5418; 2008. N 15. Ст.
1448; 2009. N 48. Ст. 5717; 2010. N 52 (ч.
1). Ст. 6992; 2011.
N 7. Ст. 901; N 15. Ст.
2019.
Исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы войсковых нарядов. Задачи, права и обязанности военнослужащих внутренних войск, в том числе несущих патрульно-постовую службу, а также боевую службу в войсковых нарядах, определены названным Законом (ст. ст. 17, 18, 23 — 28) и другими нормативными актами.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
При исполнении обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей, и др. В соответствии с законом в определенных случаях они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику.
Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, являются преступлениями небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести.
Потерпевшие — граждане, чьим правам и интересам причинен вред.
С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Это действия (бездействие), противоречащие установленному порядку несения данного специального вида службы и выходящие за пределы прав и обязанностей, определенных в названном Законе, а также в иных нормативных актах подзаконного характера.
О понятии общественного порядка и общественной безопасности см. комментарии к ст. ст. 205 и 213.
Обязательным признаком состава преступления является последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан.
Вред может быть материальным, моральным, физическим и иным.
Материальный вред выражается в причинении гражданину имущественного ущерба. Моральный вред заключается в причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. К нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения и др. (ст. ст. 150, 151 ГК).
Причинение иного вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в необоснованном задержании, обыске, неправомерном применении физической силы, специальных средств, оружия.
Для квалификации по ч. 1 комментируемой статьи достаточно установить сам факт причинения вреда правам и законным интересам граждан, его характер на квалификацию не влияет, но может учитываться при назначении наказаний.
Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента реального причинения вреда правам и законным интересам граждан.
3. Субъект преступления — специальный: военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения патрульно-постовой службы и службы в составе войсковых нарядов.
Военнослужащие Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ, несущие патрульную службу, не могут быть субъектами преступления.
Привлечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ к охране общественного порядка может производиться Президентом РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»).
4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и по неосторожности.
5. В ч. 2 комментируемой статьи назван квалифицирующий признак — тяжкие последствия. К ним может быть отнесено причинение опасного для жизни и здоровья вреда гражданам в результате незаконного и необоснованного применения физической силы, специальных средств и оружия, существенного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего или иного тяжкого вреда.
Отношение к тяжким последствиям возможно как в форме умысла, так и неосторожности.
Если нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности непосредственно повлекло причинение вреда правам и законным интересам граждан, а тяжкие последствия наступили в результате действий других лиц, действия военнослужащего внутренних войск должны быть квалифицированы по ч. 1 комментируемой статьи.
В случаях, когда нарушение правил несения службы по охране общественного порядка содержит признаки преступления небольшой или средней тяжести, посягающих на права и законные интересы граждан, содеянное охватывается ч. 2 комментируемой статьи и дополнительной квалификации по иным статьям УК не требуется.
Причинение умышленного тяжкого вреда здоровья или убийство образует совокупность преступлений, предусмотренных указанной статьей и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против личности.
Когда нарушение правил несения указанной службы причинило вред, образующий признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи и статьями Особенной части УК об ответственности за соответствующее тяжкое или особо тяжкое преступление.
Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел XI > Глава 33 > Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
- Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы
- Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне
Комментарий к ст. 343 УК РФ
Объект преступления — установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст.
711.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
— участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
— участие в территориальной обороне Российской Федерации;
— оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.
Для выполнения своих функций, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы наделены широкими полномочиями. К ним, например, относятся права:
— пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
— проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;
— осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию;
— задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;
— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации) и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, и т.д.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан. Деяние может быть совершено как действием, так и бездействием.
Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач, является несением боевой службы.
Нарушение правил может выражаться в незаконном применении оружия, специальных средств и физической силы, необоснованном задержании и доставлении граждан в ОВД, невыполнении своих обязанностей и т.д. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).
Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).
Этот вред должен иметь причинную связь с деянием.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде умысла (прямого или косвенного).
Субъект преступления специальный — военнослужащий внутренних войск, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 343 УК РФ, является наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий оценочное. В частности, к их числу можно отнести: причинение смерти или тяжкого вреда здоровью граждан, наступление крупного материального ущерба, подрыв авторитета внутренних войск и т.д.
Субъективное отношение к последствиям может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности.
Если тяжкие последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти, уничтожении или повреждении имущества, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений по нормам, устанавливающим ответственность за преступления против жизни и здоровья, против собственности.