Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к статье 343

Объектпреступления — установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

СЗ РФ. 1997. N 6. Ст.

711.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

— участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

— участие в территориальной обороне Российской Федерации;

— оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

Для выполнения своих функций, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы наделены широкими полномочиями. К ним, например, относятся права:

— пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

— проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;

— осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

— задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;

— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации) и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, и т.д.

Объективная сторонапреступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан. Деяние может быть совершено как действием, так и бездействием.

Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач, является несением боевой службы.

Нарушение правил может выражаться в незаконном применении оружия, специальных средств и физической силы, необоснованном задержании и доставлении граждан в ОВД, невыполнении своих обязанностей и т.д. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).

Этот вред должен иметь причинную связь с деянием.

Субъективная сторонапреступления характеризуется виной в виде умысла (прямого или косвенного).

Субъектпреступления специальный — военнослужащий внутренних войск, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 343 УК РФ, является наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий оценочное.

В частности, к их числу можно отнести: причинение смерти или тяжкого вреда здоровью граждан, наступление крупного материального ущерба, подрыв авторитета внутренних войск и т.д. Субъективное отношение к последствиям может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности.

Если тяжкие последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти, уничтожении или повреждении имущества, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений по нормам, устанавливающим ответственность за преступления против жизни и здоровья, против собственности.

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране
общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило
вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок
до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо
лишением свободы на срок до двух лет.

Почитать  Статья 101. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 343 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона состоит в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, установленных уставами, утвержденными Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г.

2. Деяние будет признаваться оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан. Вред может быть выражен в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью потерпевшего, унижении его чести и достоинства, уничтожении или повреждении имущества и т.д.

3. С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

4. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

5. Квалифицирующим признаком является причинение данным деянием тяжких последствий, к которым можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, уничтожение или повреждение особо ценного имущества и др.

Второй комментарий к Ст. 343 УК РФ

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», одна из важнейших задач войск национальной гвардии — участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.

2. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может выразиться в действиях, унижающих честь и достоинство граждан, необоснованном их задержании и т.п.

3. Случаи унижения чести и достоинства граждан, необоснованного их задержания, лишения или ограничения других прав и свобод подпадают под признаки ч. 1 комментируемой статьи. Тяжкими последствиями (ч. 2) следует признать причинение опасного для жизни или здоровья граждан вреда в результате незаконного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям своих действий (ч. 2) возможна как в форме умысла, так и неосторожности.

5. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Третий комментарий к статье 343 УК РФ

1. Федеральным законом «Об обороне» к военной службе отнесена служба внутренних войск. В соответствии с Законом «О внутренних войсках МВД России» в число функций последних входит участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Учитывая важность такой службы и повышенную опасность нарушения соответствующих обязанностей, Уголовный кодекс предусматривает ответственность за их нарушение.

2. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, влечет уголовную ответственность, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.
Таким образом, объективная сторона данного преступления характеризуется тремя обязательными признаками: а) нарушением правил несения указанной службы; б) причинением вреда правам и законным интересам граждан; в) причинной связью между ними.

3. Причинение вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан (грубое унижение достоинства личности, нарушение неприкосновенности жилища, побои или иные насильственные действия, причиняющие физическую боль, незаконное ограничение свободы и т.п.), в причинении серьезного материального ущерба потерпевшему и т.п.

4. В ч. 2 данной статьи установлена ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. К тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, причинение крупного материального ущерба, грубое нарушение общественного порядка и общественной безопасности при бездействии войскового наряда и т.п.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

6. Субъектом преступления могут быть только лица из состава войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (начальник наряда, его заместитель, патрульный и др.).

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 343 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок несения специальной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также права и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2011) в состав внутренних войск помимо иных соединений входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые согласно ст. 18 указанного Закона возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26.

Почитать  Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Ст. 2730; N 46. Ст.

4537; 2002. N 19. Ст.

1794; 2003. N 2. Ст. 164; N 27 (ч. 1).

Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004.

N 35. Ст. 3607; 2005. N 10.

Ст. 763; 2006. N 31 (ч. 1).

Ст. 3420, 3452; 2007. N 45.

Ст. 5418; 2008. N 15. Ст.

1448; 2009. N 48. Ст. 5717; 2010. N 52 (ч.

1). Ст. 6992; 2011.

N 7. Ст. 901; N 15. Ст.

2019.

Исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы войсковых нарядов. Задачи, права и обязанности военнослужащих внутренних войск, в том числе несущих патрульно-постовую службу, а также боевую службу в войсковых нарядах, определены названным Законом (ст. ст. 17, 18, 23 — 28) и другими нормативными актами.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

При исполнении обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей, и др. В соответствии с законом в определенных случаях они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, являются преступлениями небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести.

Потерпевшие — граждане, чьим правам и интересам причинен вред.

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Это действия (бездействие), противоречащие установленному порядку несения данного специального вида службы и выходящие за пределы прав и обязанностей, определенных в названном Законе, а также в иных нормативных актах подзаконного характера.

О понятии общественного порядка и общественной безопасности см. комментарии к ст. ст. 205 и 213.

Обязательным признаком состава преступления является последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан.

Вред может быть материальным, моральным, физическим и иным.

Материальный вред выражается в причинении гражданину имущественного ущерба. Моральный вред заключается в причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. К нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения и др. (ст. ст. 150, 151 ГК).

Причинение иного вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в необоснованном задержании, обыске, неправомерном применении физической силы, специальных средств, оружия.

Для квалификации по ч. 1 комментируемой статьи достаточно установить сам факт причинения вреда правам и законным интересам граждан, его характер на квалификацию не влияет, но может учитываться при назначении наказаний.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента реального причинения вреда правам и законным интересам граждан.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения патрульно-постовой службы и службы в составе войсковых нарядов.

Военнослужащие Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ, несущие патрульную службу, не могут быть субъектами преступления.

Привлечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ к охране общественного порядка может производиться Президентом РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»).

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и по неосторожности.

5. В ч. 2 комментируемой статьи назван квалифицирующий признак — тяжкие последствия. К ним может быть отнесено причинение опасного для жизни и здоровья вреда гражданам в результате незаконного и необоснованного применения физической силы, специальных средств и оружия, существенного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего или иного тяжкого вреда.

Отношение к тяжким последствиям возможно как в форме умысла, так и неосторожности.

Если нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности непосредственно повлекло причинение вреда правам и законным интересам граждан, а тяжкие последствия наступили в результате действий других лиц, действия военнослужащего внутренних войск должны быть квалифицированы по ч. 1 комментируемой статьи.

В случаях, когда нарушение правил несения службы по охране общественного порядка содержит признаки преступления небольшой или средней тяжести, посягающих на права и законные интересы граждан, содеянное охватывается ч. 2 комментируемой статьи и дополнительной квалификации по иным статьям УК не требуется.

Причинение умышленного тяжкого вреда здоровья или убийство образует совокупность преступлений, предусмотренных указанной статьей и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против личности.

Когда нарушение правил несения указанной службы причинило вред, образующий признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи и статьями Особенной части УК об ответственности за соответствующее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел XI > Глава 33 > Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

Почитать  Установление факта принятия наследства

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

  • Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы
  • Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

Комментарий к ст. 343 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

СЗ РФ. 1997. N 6. Ст.

711.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

— участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

— участие в территориальной обороне Российской Федерации;

— оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

Для выполнения своих функций, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы наделены широкими полномочиями. К ним, например, относятся права:

— пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

— проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;

— осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

— задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;

— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации) и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, и т.д.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан. Деяние может быть совершено как действием, так и бездействием.

Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач, является несением боевой службы.

Нарушение правил может выражаться в незаконном применении оружия, специальных средств и физической силы, необоснованном задержании и доставлении граждан в ОВД, невыполнении своих обязанностей и т.д. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).

Этот вред должен иметь причинную связь с деянием.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде умысла (прямого или косвенного).

Субъект преступления специальный — военнослужащий внутренних войск, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 343 УК РФ, является наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий оценочное. В частности, к их числу можно отнести: причинение смерти или тяжкого вреда здоровью граждан, наступление крупного материального ущерба, подрыв авторитета внутренних войск и т.д.

Субъективное отношение к последствиям может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности.

Если тяжкие последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти, уничтожении или повреждении имущества, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений по нормам, устанавливающим ответственность за преступления против жизни и здоровья, против собственности.

Оцените статью