В соответствии с п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ подать надзорную жалобу могут:
- участники дела (истец, ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
- другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
- государственные органы;
- Генеральный прокурор РФ и его заместители (если гражданское дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.
Основания
Основаниями подачи надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны являться:
- нарушенные свободы и права гражданина, которыми он наделен Конституцией РФ, международными и иными законными актами (это может быть истец, ответчик и иные участвующие лица судебного процесса),
Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой возможно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.
Жалобы в порядке надзора рассматриваются исключительно Верховным судебным органом РФ.
Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора
Согласно п. 2 ст. 391.1 ГПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:
Читайте также: Я за него: оформление и образец доверенности на получение денежных средств
1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:
- верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
- флотских (окружных) военных судов,
если апелляция рассматривалась в ВС РФ.
- Верховным Судом РФ.
- Апелляционной коллегии ВС РФ;
- Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном или кассационном порядке.
Внимание:описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Кроме того, в соответствии со ст. 391.11 ГПК РФ всякое судебное постановление, вынесенное на любом этапе производства, может быть пересмотрено в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя.
Подача надзорной жалобы в Верховный Суд РФ
Процедура обжалования в порядке надзора предполагает обращение надлежащего заявителя непосредственно в Президиум Верховного суда. Принимаются к производству жалобы на следующие судебные акты:
– вынесенные по результатам рассмотрения судом субъектов РФ в первой инстанции, с условием их апелляционного обжалования в Верховном суде РФ (например, об оспаривании нормативных правовых актов субъекта РФ);
– дела, разрешенные по существу Верховным судом РФ в качестве суда первой инстанции (с условием о прохождения стадии апелляционного обжалования);
– апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам или Апелляционной коллегии ВС РФ;
Надзорную жалобу необходимо направить в суд до истечения 3 месяцев с даты вступления в силу последнего вынесенного по делу судебного постановления.
В суд надлежит отправить не только жалобу, но и заверенные судом копии судебных актов всех инстанций. Это должны быть не просто копии, полученные заявителем с использованием технических средств. А документы, которые заявитель получит в суде.
С гербовой печатью и удостоверением верностью копии сотрудником суда. Копии жалоб и приложений к ней направляются в Суд в количестве, необходимом для лиц, участвующих в деле.
Государственная пошлина
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:
- 300 руб. – для граждан;
- 6 000 руб. – для юридических лиц.
Квитанция об уплате пошлины включается в пакет документации, прилагаемый к жалобе.
Заявитель может просить о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты пошлины (в пределах 1 года) или уменьшении ее размера. Ходатайство заявителя оформляется определением суда, которое также прикладывается к пакету документации. При наличии льготы по уплате госпошлины к жалобе необходимо приложить копию документа, подтверждающего право на ее применение.
Как составить надзорную жалобу
Согласно п. 1 ст. 391.3 ГПК РФ документ должен содержать:
- Наименование суда, в который он подается;
- ФИО (название) и адрес заявителя;
- ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
- Наименование судов, рассматривавших гражданское дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
- Указание на постановления, которые обжалуются;
- Доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
- Прошение лица, подающего надзорную жалобу;
- Перечень прилагаемых документов;
- Дату и подпись заявителя.
Кто может подать жалобу
Исходя из положений ст. 391.1 ГПК РФ, обращаться в Верховный Суд с заявлениями может строго определенный круг лиц, к которым относятся:
Читайте также: Что грозит за кражу телефона: статья и наказание
- участники предыдущих судебных разбирательств по делу;
- другие граждане, в случаях, когда незаконное решение задело их интересы и права;
- в случае участия прокурора при рассмотрении дела в нижестоящих инстанциях, он может подавать жалобу, кроме того, такое право предоставляется также Генпрокурору и заместителям;
- государственные структуры и органы в случае нарушения прав широкого круга граждан.
При обращении, третьи лица должны обосновать причины подачи жалобы, а также указать на конкретные нарушения прав, вызванные предыдущими решениями.
Прилагаемые документы
К надзорной жалобе должны быть приложены:
- необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
- копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
- квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).
Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.
При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).
Кто вправе подать документ в суд
Закон подробно прописывает порядок обращения в высший судебный орган.
Обратите внимание! Согласно ст. 391.1 ГПК РФ, подать заявление имеют право следующие категории граждан:
- истец или ответчик по делу – непосредственно заинтересованные стороны;
- третьи лица, если принятое решение затрагивает их права и свободы. В этом случае важно четко обосновать, каким образом принятое по чужому делу решение затронуло интересы посторонних людей;
- прокурор, представлявший обвинение в процессе и недовольный принятым решением;
- государственные структуры с целью защиты интересов широкого круга лиц.
Сроки рассмотрения надзорной жалобы
Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:
- не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
- не более 3 месяцев — в случае истребования дела.
При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.
По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:
- о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
- об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.
Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.
Понятие надзорной жалобы
Под надзорной жалобой подразумевается процессуальный документ, который подается одним из участников в Президиум Высшего (Верховного) Суда РФ или ВС субъекта Федерации. Регулируется это нормами действующей статьи 391 Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Исходя из сложившейся юридической практики, любое заявление в порядке кассационного надзора может быть подано только при наступлении следующих юридических фактов:
- по гражданскому вопросу или производству (делу) должны пройти слушания в судах трех инстанций (мировом, районном, апелляционном или кассационном);
- каждая инстанция должна вынести решение, которое набрало законности;
- не могут быть пропущены специальные процессуальные сроки, что определены процессуальным законом.
Особенностью надзорной кассационной жалобы является то, что заинтересованное лицо имеет право просить в ней изменить определения судебных органов любых инстанций, отменить их, направить дело на новое производство, либо оставить в силе определение районного или апелляционного судов. Нужно знать что это кассационное прошение подается в ВС РФ или субъекта Федерации.
Сроки подачи и лица, уполномоченные на ее подачу
Отдельного внимания заслуживает вопрос времени, в течение которого такая жалоба может быть подана.
Читайте также: Ответ на жалобу в книге отзывов и предложений
Сроки подачи надзорной жалобы по гражданскому делу четко прописаны в нормах п. 2 статьи 392 ГПК. Они гласят о том, что данный документ может быть направлен в течение трех календарных месяцев, с даты вступления в нормативную силу всех судебных документов, включая и кассационной инстанции.
То есть, нужно обратить внимание, что привязка идет не к моменту получения официальной копии всех решений, включая и кассации, а с момента вступления в силу решений. При этом постановления или решения кассационной инстанции вступают в силу с момента их провозглашения.
Поэтому трехмесячный срок нужно отсчитывать не с момента получения по почте решения, а с момента его провозглашения. Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, кто имеет право подать такую жалобу.
Согласно норм ГПК, участниками гражданского дела могут быть:
- истцы, граждане, юридические лица, права которых были нарушены, и они обратились за их восстановлением в судебные органы;
- ответчики, то есть юридические лица, граждане, которые своими действиями допустили нарушения прав истцов, и с них подлежит какое-либо взыскание, обязательство совершить определенные действия (например, восстановить человека на рабочем месте);
- третьи лица, чьи права затронуты, при рассмотрении спора между истцом и ответчиком;
- работники прокуратуры, которые имеют полномочия обращаться в судебные органы, с целью защиты граждан;
- государственные органы, в лице их представителей, что также могут выступать в судах истцами, ответчиками и третьими лицами.
Это исчерпывающий перечень тех, кто может принимать участие в рассмотрение гражданских дел (быть стороной по делу), и соответственно подавать надзорные жалобы.
Порядок рассмотрения жалобы в суде
Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет участникам дела:
- копии надзорной жалобы;
- копии определения о пересмотре спорного судебного акта в заседании;
- извещения о месте и времени рассмотрения дела.
Неявка в суд участников дела, которые были извещены надлежащим образом, не препятствует проведению заседания.
Также вышеуказанные лица могут допускаться к участию в процессе путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности (ст. 155.1 ГПК РФ).
Председатель ВС РФ (его заместитель), вынесший определение о рассмотрении дела по надзорной жалобе в Президиуме, не может участвовать в заседании.
- обстоятельства дела;
- содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
- доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.
Участники дела вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.
Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр гражданского дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.
По итогам заседания издается постановление об аннулировании судебного решения, принятого предыдущей инстанцией, его изменении или об отказе в удовлетворении жалобы.
Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Порядок и сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения и сроки таких жалоб регламентируются статьей 386 ГПК РФ.
Согласно ей судебная коллегия Верховного суда субъекта Федерации обязана рассмотреть жалобу (заявление) не позднее одного календарного месяца с момента принятия ее к производству. По результатам рассмотрения этот судебный орган выносит постановление.
Президиум ВС РФ на рассмотрение заявления имеет два календарных месяца. По результатам рассмотрения этот судебный орган выносит определение.
Порядок рассмотрения следующий:
- После поступления жалобы, коллегия судей или Президиум большинством голосов принимают решение о разрешении на пересмотр, или отклонении заявления.
- В случае пересмотра, в заседание вызываются все участники гражданского дела, но их явка не обязательна.
- При явке участников, которым дается право дать пояснения, первым выступает жалобщик, а затем другие участники. Судьи, после заслушивания всех участников и судьи докладчика, должны принять решение большинством. Если голосов за отмену или изменение решений судов первых инстанций меньше или поровну, значит в удовлетворении жалобы отказано.
Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорных жалобы, представления
1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 — 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
Ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и до истечения срока подачи надзорных жалобы, представления на обжалуемый судебный акт вынести определение об отмене данного определения и о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Время рассмотрения этих жалобы, представления в Верховном Суде Российской Федерации при исчислении данного срока не учитывается.
Комментарии статьи 391.5 ГПК РФ в действующей редакции кодекса
Регламентация рассмотрения надзорных жалобы или представления прокурора, чему посвящена статья 391.5 ГПК РФ, охватывает регулирование взаимосвязанных институтов: сроки рассмотрения, полномочия суда на основании рассмотрения жалобы или представления и их процессуальное оформление.
Внесенные в кодекс изменения, обусловлены постановлениями Конституционного Суда РФ, указывающими на необходимость в разумные сроки установить процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу, и привести правовое регулирование надзорного производства в соответствие с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами.
Рассмотрение надзорных жалобы или представления прокурора производится судьей Верховного Суда РФ (тем судьей, которому было поручено рассмотрение надзорных жалобы или представления прокурора, председателем суда или его заместителем) по представленным материалам либо по материалам истребованного дела и без вызова лиц, участвующих в деле. Иными словами, рассмотрение надзорных жалобы или представления прокурора на предмет решения вопроса об истребовании дела осуществляется не в судебном заседании. При этом истребование дела оформляется запросом судьи, рассматривающего надзорные жалобу или представление, и подлежит незамедлительному исполнению.
Приостановление исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции допустимо только при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (абз. 1 ч. 1 комментируемой статьи 391.5 ГПК РФ).
Просьба о приостановлении исполнения обжалуемого судебного постановления может быть заявлена в самих жалобе или представлении прокурора либо отдельно — в ходатайстве. Закон не оговаривает форму ходатайства. Очевидно, что это может быть лишь письменная форма, т.к. рассмотрение вопроса об истребовании дела осуществляется судьей единолично, без вызова лиц, участвующих в деле.
Судья не обязан, а лишь вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в суде надзорной инстанции.
Вопросы об истребовании дела и о приостановлении исполнения судебного постановления могут разрешаться судьей как одновременно, так и в разное время в зависимости от момента поступления просьбы о приостановлении исполнения обжалуемого в порядке надзора судебного постановления. По своей инициативе судья не вправе приостанавливать исполнение судебного постановления.
Предметом рассмотрения надзорной жалобы является выяснение того, имеются ли сомнения в законности судебного постановления, вступившего в законную силу, а следовательно, есть ли основания для истребования дела. Об основаниях для отмены или изменения судебного постановления см. комментарий к ст. 391.9 ГПК РФ.
Как в случае передачи дела для рассмотрения в судебном заседании, так и при отказе в этом судья выносит определение.
В случае отказа в передаче жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании надзорные жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции. В данном случае действует общее правило, когда копии приложенных документов и собственно жалобы и представления остаются в суде, рассматривающем их.
С выводом судьи об отказе в истребовании дела могут не согласиться Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель. В этом случае Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель выносят каждый свое определение, которое должно также соответствовать требованиям ГПК РФ.
Дополнительный комментарий к статье 391.5 ГПК РФ
Следующим этапом надзорного производства после рассмотрения надзорной жалобы (представления) на вопрос ее приемлемости для рассмотрения по существу является ее изучение судьей ВС РФ.
Изучение надзорной жалобы происходит:
- по материалам, приложенным к жалобе (представлению);
- по материалам истребованного дела. В отличие от ранее действующего процессуального законодательства вопрос об истребовании дела представлял собой самостоятельный этап надзорного производства. Единственной оговоркой является право судьи, изучающего дело, вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции. В то же время реализация такого права зависит от наличия просьбы об этом в надзорной жалобе (представлении) прокурора или ином ходатайстве.
Результат изучения надзорной жалобы (представления) зависит от того, есть ли в ней основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора. Соответственно, если судья ВС РФ установит, что подобные основания присутствуют, то он выносит определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. В ином случае, т.е. если судья не установит оснований для пересмотра судебного постановления в порядке надзора, то выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.
Председатель ВС РФ, а также его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы (представления) для рассмотрения в Президиуме ВС РФ. Свое несогласие они могут процессуально оформить посредством вынесения определения о его отмене и одновременной передаче надзорной жалобы (представления) с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Судебная практика к статье 391.5 ГПК РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2012 N 29-П «По делу о проверке конституционности положений части пятой статьи 244.6 и части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Г. Круглова, А.В. Маргина, В.А.
Мартынова и Ю.С. Шардыко»
Разрешение судом дел без проведения слушания позволяет оптимизировать сроки их рассмотрения. По смыслу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 19 марта 2010 года N 7-П, устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов; игнорирование же федеральным законодателем принципа процессуальной экономии влечет неоправданное и лишенное смысла использование временных, финансовых и кадровых ресурсов государства для рассмотрения дела; при этом законодательная реализация данного принципа имеет значение не столько с точки зрения рационального расходования публичных ресурсов, которое само по себе не могло бы являться достаточным конституционно-правовым основанием для отступления от традиционного порядка судопроизводства, сколько с точки зрения создания условий для скорейшего предоставления лицам, участвующим в деле, судебной защиты, своевременность осуществления которой, учитывая характер поставленного перед судом вопроса, может оказаться не менее значимой, чем сама возможность ее получения.
Порядок разрешения судом дела без проведения слушания призван создать условия для максимально быстрого и эффективного рассмотрения поставленного перед судом вопроса, не требующего присутствия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, что делает возможным его применение в первую очередь в процессуальных формах судебного разбирательства, по итогам которого принимаются судебные постановления (определения) по процессуальным вопросам — без рассмотрения дела по существу, а следовательно, не определяющие материально-правовое положение сторон, т.е. решающие преимущественно вопросы права.
Указанный порядок находит отражение в отраслевом процессуальном законодательстве, не предполагающем возможность личного участия заинтересованных лиц, например, на этапе изучения надзорной жалобы (заявления) при разрешении вопроса о наличии оснований для пересмотра (изменения или отмены) обжалуемых судебных актов в порядке надзора и, соответственно, о передаче надзорной жалобы (заявления) для рассмотрения судом надзорной инстанции либо об отсутствии таких оснований (статья 299 АПК Российской Федерации, статья 391.5 ГПК Российской Федерации и статья 406 УПК Российской Федерации). Касаясь вопроса о допустимости этого порядка с точки зрения конституционных принципов осуществления правосудия, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указывал: поскольку на данной стадии какое-либо новое решение, по-новому определяющее права и обязанности лиц, участвующих в производстве по делу, не выносится, такая процедура не требует проведения открытого судебного заседания, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 22 апреля 2004 года N 131-О, от 12 июля 2005 года N 314-О и от 25 февраля 2010 года N 232-О-О).
Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!
Статья 391.4. ГПК РФ. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
- надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;
- надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
- поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.
2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
Добавить комментарий Отменить ответ
Достоинства юридической компании
Наши преимущества и особенности
Профессионализм
лучшие дипломированные адвокаты и юристы
Весомые аргументы
готовые доказательства в судебных процессах
Ответственность
своевременное выполнение договоренностей
Юридические услуги
Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам
Гражданские дела
Арбитражные дела
Уголовные дела
Жилищные дела
Банкротные дела
Административные дела
Статья 391.4. ГПК РФ. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
- надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;
- надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
- поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.
2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
Добавить комментарий Отменить ответ
Юридическая помощь
Бесплатная юридическая помощь населению по 324 Федеральному Закону
Юридическая помощь онлайн
Готовое решение — один звонок по телефону
Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела.
Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.
Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью — быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ.
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.
Рассмотрение надзорных жалобы, представления
Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1—391.3 ГПК РФ, изучаются судьей ВС РФ.
Судья ВС РФ изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:
- 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- 2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в ВС РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.
Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должно содержать:
- 1) дату и место вынесения определения;
- 2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
- 3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- 5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должно содержать:
- 1) дату и место вынесения определения;
- 2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
- 3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- 5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
- 6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
- 7) предложения судьи, вынесшего определение.
Судья ВС РФ вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум ВС РФ.
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
- 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Под единством судебной практикиследует понимать правильное
и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение определений, противоречащих постановлениям Пленума ВС РФ, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума ВС РФ, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии ВС РФ по конкретным делам, содержащим толкование норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы при применении законодательства.
Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Президиум ВС РФ направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК РФ. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ данных надзорных жалобы, представления с делом.
Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.
Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Лица, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.
По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.
При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
О принятом Президиумом ВС РФ постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.
Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
Дело по представлению Председателя ВС РФ или заместителя Председателя ВС РФ рассматривается Президиумом ВС РФ в порядке, предусмотренном ст. 391.10 ГПК РФ.
Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.
Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
- 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
- 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
- 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
- 6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.
Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:
- 1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
- 2) дата и место принятия постановления;
- 3) дело, по которому принято постановление;
- 4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
- 6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
- 7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
- 8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.